Средневековый город
ссылка на скачивание документа: скачать
История Средних веков
6 класс
Какой сегодня год?
Ответ 2018 год.
Перелистывая календарь, мы с вами
отправимся на
несколько сотен лет назад, а куда, посмотрите сами.
На экране вы видите слайды, к какой эпохе
они относятся? ответ (средневековой)
СЛАЙД № 1
Ребята что вы
видите на слайде?
Картинка № 1 Памятник Юным защитникам Отечества
Картинка № 2 Средневековый замок, крепость
Картинка № 3 средневековая улица
Если мы с вами обобщим, то что объединяет эти картинки?
Картинка № 1 Памятник Юным защитникам Отечества
Картинка № 2 Средневековый замок, крепость
Картинка № 3 средневековая улица
Если мы с вами обобщим, то что объединяет эти картинки?
СЛАЙД № 2
- Как вы
думаете, куда мы с вами отправимся путешествовать?
Ответ учеников
В "Средневековый город". Это и являться темой нашего урока. Записываем в тетрадь
Ответ учеников
В "Средневековый город". Это и являться темой нашего урока. Записываем в тетрадь
Тема урока «Формирование средневекового города в Западной Европе».
Но урок у нас будет необычным. Я предлагаю вам совершить путешествие в средневековый город.
В чем отличие современного города от
средневекового?
Ответы
- Средневековые города были обычно окружены высокими стенами — деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля.
- отсутствовала канализация;
- узкие улицы;
- в средневековом городе было гораздо меньше жителей;
- город – центр ремесла.
- Средневековые города были обычно окружены высокими стенами — деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля.
- отсутствовала канализация;
- узкие улицы;
- в средневековом городе было гораздо меньше жителей;
- город – центр ремесла.
А в современном городе:
- наличие транспорта;
- население;
- город- центр промышленности.
- наличие транспорта;
- население;
- город- центр промышленности.
Совершая путешествие, мы
с вами выясним, что привело к
возникновению городов. Почему успехи в хозяйстве привели к
появлению городов - торгово ремесленных центров,
систематизируем и обобщим ваши представление о ценностях
в средневековом городе.
Ребята скажите, пожалуйста, а какие ценности средневекового города вы можете назвать?
(ответ. Развитие ремесла, развитие торговли, создание шедевров, которые известны и сейчас)
А в нашем городе, какие ценности вы можете мне назвать?
Ответы:
- самый благоустроенный город;
- патриотические мероприятие посвященные Дню Победы, экспозиция на Крепостной горе. Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. Память о ветеранах ВОВ.
- Культурное наследие Ставрополя – памятники, достопримечательности города.
Ребята скажите, пожалуйста, а какие достопримечательности нашего города вы знаете?
Ответы:
- монумент "Ангел Хранитель"
- Мемориал "Вечный огонь"
- Памятник юным защитникам Отечества
- Тифлисские Ворота.
В начале нашего путешествия выявлена группа вопросов, на которые необходимо найти ответы:
1. Почему же люди стремились жить в городе?
2. Чем так могли привлекать людей города?
Ребята скажите, пожалуйста, а какие ценности средневекового города вы можете назвать?
(ответ. Развитие ремесла, развитие торговли, создание шедевров, которые известны и сейчас)
А в нашем городе, какие ценности вы можете мне назвать?
Ответы:
- самый благоустроенный город;
- патриотические мероприятие посвященные Дню Победы, экспозиция на Крепостной горе. Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. Память о ветеранах ВОВ.
- Культурное наследие Ставрополя – памятники, достопримечательности города.
Ребята скажите, пожалуйста, а какие достопримечательности нашего города вы знаете?
Ответы:
- монумент "Ангел Хранитель"
- Мемориал "Вечный огонь"
- Памятник юным защитникам Отечества
- Тифлисские Ворота.
В начале нашего путешествия выявлена группа вопросов, на которые необходимо найти ответы:
1. Почему же люди стремились жить в городе?
2. Чем так могли привлекать людей города?
Путешествие не простое дело. Так просто до средневекового города не добраться. Какой вид транспорта лучше взять для путешествия? Конечно, корабль.
Для того чтобы оценить вашу работу,
наиболее активных путешественников я буду награждать гербами города и в конце
урока поставлю оценки. Ну, что ребята отправляемся в увлекательное путешествие
в средневековый город?
Ребята подскажите, пожалуйста, какие населенные пункты вы знаете?
Ответы ребят (город, село, деревня)
А что такое город?
Ответы
Город- крупный населенный пункт жители которого не занимаются сельским хозяйством
А что такое деревня?
Деревня- небольшое поселение , основное занятие сельское хозяйство.
Какое главное отличие города от деревни? Выделите основную мысль в виде таблицы и запишите в тетради.
Ребята подскажите, пожалуйста, какие населенные пункты вы знаете?
Ответы ребят (город, село, деревня)
А что такое город?
Ответы
Город- крупный населенный пункт жители которого не занимаются сельским хозяйством
А что такое деревня?
Деревня- небольшое поселение , основное занятие сельское хозяйство.
Какое главное отличие города от деревни? Выделите основную мысль в виде таблицы и запишите в тетради.
Отличие города от деревни
Город
|
Деревня
|
Сфера деятельности
|
|
Ремесло, торговля
|
Сельское хозяйство
|
Численность населения
|
|
Большая населенность
|
Мало жителей
|
культурное наследие (Музеи,
театры, памятники архитектуры)
|
Живая природа
|
Количество
построек
|
|
Высокие многоквартирные
дома
|
Частные,
небольшие дома
|
Занятость
населения
|
|
Жители
работают на фабриках,заводах, в офисах и магазинах
|
Работа
на земле, на фермах, пасеках, в поле
|
Главным отличием является, то что города
стали центрами това̀рно-дѐнежного хозя̀йства,
продукция которого производилась с целью продажи (обмена) и получения прибыли.
Учитель: Сейчас одни люди живут в городах,
другие – в деревнях. Всегда ли существовали города? Были ли города в
древности?
Учащиеся: В древнем Египте,
на берегах Нила, возникли города, в которых шел обмен продуктами
жили и работали ремесленники, еще города - Афины, Александрия, Рим.
Учитель: Что случилось с городами Западной
Римской империи? Какова судьба древних городов?
Учащиеся: Рим завоевали
германские племена. Варвары грабили и разоряли города, разрушали их. Именно
поэтому в раннее средневековье почти все население жило в деревнях. Городов
было мало и представляли они чаще всего резиденции королей, крупных феодалов,
епископов, пограничные крепости.
У вас на партах лежит
исторический документ прочитайте его и выполните задание к нему…
Читают исторический документ.
Проверка задания и составление схемы.
Перенос схемы на доску.
Наше путешествие продолжается.
В каких местах могли
возникать новые города?
Ответы учащихся
- на перекрёстке торговых путей, возле
удобной морской гавани;
- у стен замка или монастыря;
- на холме;
- в излучине реки, моста.
Ребята, а наш город как возник?
Ответ Ставрополь был основан
по указу Екатерины II в 1777 году как крепость на Азово-Моздокской
оборонительной линии,
предназначенной для охраны южных границ
России.
"Ставрополь"
в переводе с греческого означает город креста. В середине XIX в. возникла
легенда о том, что при строительстве крепости в земле якобы был найден каменный
крест, что и определило наименование города.
Фактически имя
"Ставрополь" присвоено крепости наместником Кавказа князем
Потёмкиным.
Ребята подскажите, пожалуйста, а
в наше время сохранилось доказательство того, что Ставрополь являлся крепостью?
Ответ
Да, в современном Ставрополе на месте
бывшей крепости, на Крепостной горе, сохранен фрагмент крепостных стен.
Посмотрите на экран в чем
заключается особенность географического расположения города
Ставрополя???
Ответ : Наш город расположен на
Ставропольской возвышенности. В стратегическом
отношении выбор был удачен. Одна из улиц города носит название 45 параллель, что отражает её точное широтное положение
Посмотрите на слайд, как вы
думаете, почему все города в средневековье были окружены мощными каменными
стенами с башнями?
Ответы Город окружен мощными
стенами с башнями с целью безопасности и защиты от врагов.
Учитель: В
средневековье появилась поговорка «Воздух города делает человека свободным».
Используя материал учебника на с.106,
приведите как можно больше объяснений этой поговорки.
Ответ Если
крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе год и
день, он становился свободным человеком. Отсюда и поговорка: «Городской воздух
делает человека свободным»
Из курса обществознание
вспомните сферы общественной жизни.
1. Политическая
2. Социальная
3. Экономическая
4. Духовная
Давайте рассмотрим политическую сферу.
Какие ключевые понятие включает в себя
политическая сфера?
- политика
- государство
- органы государства
Используя материал учебника на с.106,
составьте схему городского самоуправления.
Дети составляют схему, затем переносим на
доску. Средневековым городом управлял Городской совет, который возглавлял мэр
(Англия) бургомистр (Германия).Ребята составляют схему в тетради, затем
переносим на доску.
Мэр (франц. maire), в ряде
государств лицо, возглавляющее орган местного управления (самоуправление).
Какую следующую сферу общественной
жизни мы с вами рассмотрим?
Социальная сфера
Какие ключевые понятие включает в себя
социальная сфера?
- общество
- семья
- образование
Ребята работая с параграфом № 13 составьте
схему городского населения.
Работа с
доской составление схемы.
Состав городского населения
На доске написано слово «бюргерство»
Следующая сфера которую мы рассмотрим это
экономическая сфера?
Какие ключевые понятие включает в себя
экономическая сфера?
- торговля
- обмен
- производство
- рынок
Наше путешествие продолжается.
Физкультминутка
Мы у дома ремесленника.
Как вы объясните понятие и ремесло
и ремесленник.
Что такое ремесло?
Ремесло это изготовление различных изделий кустарным
способом?
Ремесленник - это люди занимающиеся ремеслом.
- А как давно возникло ремесло?(ремесло
возникло в глубокой древности)
Какие вы знаете ремёсла? (кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное,
портновское, ткацкое, скорняжное, шорное, пекарное, сапожное, печное,
кожевенное)
У городских ремесленников были
общие интересы. Сообща им было проще продавать свои товары, не допускать на
рынок конкурентов, отстаивать свои привилегии, участвовать в управлении городом.
Посмотрите на рисунки на странице 107
Что на них изображено?
(ремесленные мастерские).
Мастерские каких специалистов здесь изображены?
( Сапожник, оружейник, кузнец).
Какими орудиями труда они пользовались?
( кузнец- кузнечные меха, молот ,наковальня, Сапожник-
игла ,ножи).
Так возникли городские союзы мастеров одной
специальности – цѐхи.
Найти в тексте определение понятия « цех».
Запись в тетрадь
Цех - союз ремесленников одной или родственных
специальностей в средневековом европейском городе.
Почему ремесленники объединялись в цехи?
Городской ремесленник, в
отличие от крестьянина, был прежде всего профессионалом своего дела - кузнецом,
бочаром, ткачом, суконщиком. Приобретение профессии требовало долгих лет обучения,
и ремесленник, прежде чем стать самостоятельным, должен был пройти обучение у
опытного мастера.
В мастерских
существовала иерархия.
Ма̀стер – хозяин и главный работник в мастерской.
Подмастѐрье – квалифицированный наёмный работник.
Ученѝк – работник, плативший мастеру за обучение.
Городской ремесленник был
мастером своего дела и художником одновременно - так велико было его мастерство.
Чтобы стать мастером, подмастерье
должен был представить шедѐвр – самый лучший образец
своего изделия.
К какой сфере общественной жизни
относиться создание произведения искусства???
Ответ духовная сфера.
Итак, чтоб нам разрешили пожить в городе, мы должны
выполнить испытание на знание основных правил жизни (рабочий лист) Расставить
понятия к определениям (цехи, устав, мастер, подмастерье, шедевр, ученик)
……….- союзы ремесленников одной специальности
………. – правила жизни цеха
………. – хозяин мастерской
………. – работник, изучивший ремесло и получавший за
свой труд заработную плату
………. – мальчик, отдаваемый в обучение к мастеру
………. – лучший образец изделия
На эту работу выделяется 2 минуты. А теперь
поменяйтесь рабочими листами и проверьте правильность их заполнения. Верные
ответы вы видите на экране.
Взаимопроверка
Учитель: Смогли
ли мы ответить на проблемные вопросы нашего урока?
Учащиеся: Да, В средние века люди стремились жить в городе
потому, что города становятся центрами ремесла и торговли. Многие города
получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могут стать
лично свободными.
Учитель
Каждый город – это
общественный организм, живущий по своим правилам, имеющий свой неповторимый
облик и свои традиции.
Подошло к концу наше
путешествие в города Средневековья.
Учитель
подсчитывает баллы каждого
ученика, выставляет оценки за работу на уроке.
Открываем дневники и
записываем дом. задание.
Напишите сочинение «один
день из жизни ремесленника».
Рефлексия . Ребята у вас на
партах вы видите разноцветные ладошки, я хотела чтобы вы на них
написали ………..
что я хотел бы
узнать …..
Мне было трудно ……
Мне понравилось ….
Я научился…….
Меня удивило………
На доске вы видите сердце
приклейте на это сердце свои ладошки……… Ребята у нас получилось замечательное
сердце. Сердце нашего города, которое наполнено нашей любовью и эмоциями.
Спасибо за урок.
На доске записаны термины:
Повинность
Коммунна
Бюргерство
Мэр
Цех
Шедевр
Комментарии
Отправить комментарий