Аддиктивное поведение род.собрание   

ссылка на скачивание документа: скачать


Родительское собрание на тему:

 «Профилактика и предупреждение аддиктивного поведения учащихся»


Цель: Раскрыть содержание понятия «аддиктивное поведение» и рассмотреть причины аддикции в подростковом возрасте. Актуализация воспитания подростка в семье. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблемы зависимого поведения подростков.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в восьмом классе.

ХОД СОБРАНИЯ

1.Вступление:
Отец поздравил сына с днем рождения:
«Тебе - семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На погрешенья взрослых:
На курение и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это».

Конечно, это стихотворение Э.Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой…Какой? Проблема в том, что отец не знал о жизни сына ничего, о его поступках и т. д. Действительно, в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут как бы рядом, не пытаются понять друг друга, не зная привычек и проблем близких своих людей. Отсюда возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые его понимают, а не «пилят и придираются». Статистика показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло в неблагополучных семьях и «благодаря» нашему безразличию.

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

Сегодня мы поговорим о так называемом аддиктивном поведении у подростков. Так какое же поведение считается аддиктивным?
Аддикция - это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела.
Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и  бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию.
Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:
Неполная семья.
Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.
Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:
Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание).
Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
Религиозный фанатизм, сектантство.

Наркотическая аддикция - болезненные состояния, характеризующиеся явлениями психической и физической  зависимости, настоятельной и непреодолимой потребностью в повторном потреблении ПАВ (действия на ЦНС, стимулируют, вызывают эйфорию, изменяют восприятие окружающего).

Табакокурение, алкогольная  аддикция - в основе алкогольной зависимости лежит употребление спиртосодержащих напитков. Мотивы: избавиться от подавленности, «сбросить» эмоциональную усталость, отвлечь себя от негативных раздумий, «снять» стресс и т.д.

Токсикомания - токсикомания развивается в связи с употреблением лекарственных средств и веществ, не отнесенных к наркотическим, но также изменяющих психическое состояние человека и его поведение. Диапазон веществ с токсикологическим действием очень широк – от медикаментов (аналгетики, транквилизаторы, снотворные, стимуляторы и др.) до технических растворителей и средств бытовой химии.

Пищевые зависимости - к ним относятся такие психические расстройства, как булимия (переедание) и анорексия (добровольный отказ от пищи). Пищевая зависимость – это не только переедание и голодание, но и зависимость от вкуса: от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д.

Игромания и компьютерная зависимость - одной из проблем современного информационного общества является новая для педагогики проблема – игромания и  компьютерная зависимость. Это увлечение комьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми автоматами, азартными играми. Игромания – увлечение или болезнь? Психиатры утверждают – игромания лечится, но бороться с зависимостью нужно на ранней стадии. Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая превращается в паталогию.

Особенности аддиктивной личности: любая зависимость формируется преимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными тенденциями к: самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий; сниженной способностью к длительной целенаправленной деятельностью; демонстрационному проявлению чувств, подражанию и лжи; сниженной самооценке, способностей к совладению со стрессом и саморегуляции; склонностью к избыточному фантазированию.

Факторы, приводящие к риску употребления ПАВ среди подростков:
- экономическое/социальное неблагополучие;
- неблагоприятное окружение и общественная необустроенность;
- частые перемены места жительства;
- доступность алкоголя и наркотиков;
- семейная предрасположенность;
- неумелость и непоследовательность в воспитании;
- склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности;
- неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе;
- протест и риск в подростковом возрасте;
- общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками;
- положительное отношение к алкоголю и наркотикам;
- СМИ.

Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект.
Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени и материальные проблемы родителей – вот те основные причины, которые и провоцируют наших детей на девиацию.
Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребенка, который позволит выработать систему адекватных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
Так какие же защитные факторы, направленные против аддикции существуют? Их гораздо меньше, чем факторов риска.
Это, во-первых: условия гармоничного развития личности ребенка, а во-вторых: успешная социализация ребенка!
В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба. Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

            Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!
«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.
«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.
 «Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

Лечение аддиктивного поведения
Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма, накопленного психоактивного вещества.
Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:
Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
Убедить их в необходимости совместного лечения.
Восстановить влияние родителей на подростка.
Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
Выработать индивидуальный подход к лечению.

    Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис семьи. Так сложилось, что в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для людей. Прежде всего, семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.
    К сожалению, функции семьи в наше время, в связи с размыванием и девальвацией семейных ценностей, переходят на другие социальные институты, но очевидно, они не могут заменить семью или до конца восполнить ее.
        Культурная сфера жизни нашего общества все более и более ориентируется на потребительские и развлекательные запросы, все более замыкается на удовлетворении наиболее примитивных потребностей человека.

Остановлюсь на наиболее важных аспектах профилактической работы:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе  ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни.
Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов  в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками.    

2.Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если  не принять к нему своевременных мер, появляется  чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. Классные руководители должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков.

3.  Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному  проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей  детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети  испытывают:
- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
- озабоченность перспективой,  как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всех людей России;
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
-готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго  время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры до инсценировок.

5.Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы». На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

6. Профилактика наркомании и токсикомании. В каждой школе необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью. В беседы с подростками о вреде наркомании полезно включать интересные жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Их можно найти в периодических изданиях, газетных  статьях и очерках.
Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании  у подростков и оказании им своевременной помощи. Полезно создать группы родительской общественности (из числа работников здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.) по предупреждению проникновения наркотиков в школу.

7.Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.  В образовательных учреждениях необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.
Активизировать работу среди учащихся по раскрытию   сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.

8. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Важными направлениями в этой работе  являются:
- установление доверительных отношений между родителем и специалистом  (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог);
-  разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими причин   негативных проявлений в поведении ребенка:  гнев, агрессия,  обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений.
-формирование у родителей  правильного отношения к самооценке или чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;
установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Психологические аспекты    НА ЭКРАН
1.         Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
2.         В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
3.         Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
4.         Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
5.         Не ставьте на ребенке крест.
6.         Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7.         Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8.         Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
9.         В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
10.       Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

Пять правил воспитания положительной привычки у детей.
1.         Для того, чтобы в человеке воспитать положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что без нее жизнь превратиться в катастрофу. Например, ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, неуспеваемости и т.д.
2.         Человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной вредной привычки. Можно 1000 раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявлять жесткость и твердость.
3.         Необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению.
4.         Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - ее хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие дети и так знают, что у них есть вредные привычки. Надо быть очень авторитетным среди учащихся, чтобы они стали прислушиваться к вам и исправляться.
5.         Для проявления положительных привычек классный руководитель должен создавать условия. Если классный руководитель знает, что большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы.

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

а) Привлечь к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».


Заключение: Общеизвестно, что кризис переходного возраста несет в себе и конструктивное и разрушительное начало. От того как взрослые реагируют на негативные проявления во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с ребенком.
Никогда не стоит «перегибать палку», реагируя на негативные проявления, так как это может закрепить негативные стороны в характере и поступках вашего ребенка.
Любите своих детей, интересуйтесь всем, что происходит с ними!

Комментарии