Финансовая грамотность   

ссылка на скачивание документа: скачать

АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Проект


 Схема разработки проекта «Чемпионат школы по финансовой грамотности».


В проекте должно быть:

1.             Актуальность проблемы низкого уровня финансовой грамотности.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность помогает домохозяйствам эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. Для потребителей финансовых услуг низкий уровень финансовой грамотности приводит к:

-         принятию неэффективных решений и, как результат, к уменьшению доверия к финансовым институтам;

-         «исключенности» из возможности использования преимуществ финансового рынка;

-         высокому уровню персональных долговых обязательств;

-         массовым банкротствам физических лиц;

-         передаче негативного финансового опыта подрастающему поколению;

-         подверженности рискам мошенничества и недобросовестного поведения продавцов финансовых услуг;

-         низкому уровню сбережений для жизненно важных целей;

-         неэффективному формированию пенсионных сбережений и управления ими.


2. Описание идеи проекта «Чемпионат школы по финансовой грамотности».

Основной идеей проекта  - содействовать повышению уровня финансовой грамотности у детей.


3. Цели проекта: «Чемпионат школы по финансовой грамотности».

- чемпионат по финансовой грамотности проводится с целью популяризации среди детей и подростков финансово грамотного поведения и повышения их уровня финансовой грамотности.

-  способствовать формированию экономического образа мышления;


- воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;


- формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.


4. Задачи проекта: «Чемпионат школы по финансовой грамотности».

а) привлечение детей и подростков к систематическим занятиям финансовой грамотностью;

б) привлечение педагогов к обучению детей и подростков финансово грамотному поведению.


5. Описание участников проекта «Чемпионат школы по финансовой грамотности»

На чемпионате выступают 2 команды по 6 человек (основные игроки) и 3 игрока запасные. Участники команды – 9 класс.



6. Общее описание этапов реализации проекта «Чемпионат школы по финансовой грамотности» (перечисленные ниже этапы и действия должны найти отражение в Календарном плане п.7):


1 этап (подготовительный этап).

Действия, которые должны найти отражение в 1-м этапе проекта.


Определение количества команд, которое будет участвовать в чемпионате; разработка Положения о чемпионате школы; информирование потенциальных участников о проведении чемпионата.

Прием заявок от команд на участие в чемпионате школы, проведение жеребьевки среди команд участниц чемпионата.

Выбор (в зависимости от количества команд) из предложенного перечня коммуникативных заданий и финансовых задач, тех которые будут разыгрываться на чемпионате; выбор из предложенных вариантов Календаря коммуникативных и финансовых боев и Таблицы результатов коммуникативных и финансовых боев, которые будет использованы на чемпионате.



2 этап (организационный этап).

Действия, которые должны найти отражение во 2-м этапе проекта.


Ознакомление участников чемпионата с Положением, Правилами и Регламентом проведения чемпионата школы.

Организация работы участников чемпионата по выполнению коммуникативных заданий и решению финансовых задач; проведение подготовки участников чемпионата к публичной дискуссии во время боев.

Формирование состава жюри чемпионата для оценивания результатов финансовых и коммуникативных боев; ознакомление членов жюри с Положением, Правилами и Регламентом проведения чемпионат школы; ознакомление членов жюри с коммуникативными заданиями и финансовыми задачами (с правильным решением).

Назначение главного судьи чемпионата школы; подбор из числа учителей, старшеклассников, родителей детей помощника главного судьи и обучение его.

Разработка сценария проведения чемпионата школы, назначение и обучение ведущего финансовых и коммуникативных боев.

Подготовка игровой площадки, мебели, оборудования и техники, табличек, протоколов для проведения финансовых и коммуникативных боев.




3 этап (этап проведения чемпионата школы).

Действия, которые должны найти отражение в 3-м этапе проекта.


Проведение коммуникативного турнира чемпионата школы и определение мест, занятых каждой командой в турнире.

Проведение финансового турнира чемпионата школы и определение мест, занятых каждой командой в турнире.

Определение победителя и призеров чемпионата школы по финансовой грамотности, награждение победителя и призеров.

Определение команды – участницы муниципального этапа Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности.




4 этап (этап подготовки отчета о проведении чемпионата школы).

Действия, которые должны найти отражение в 4-м этапе проекта.


Подготовка отчета о проведении чемпионата школы по финансовой грамотности предполагает подготовку следующих документов:


1) итоговый протокол о результатах чемпионата школы по финансовой грамотности, заверенный подписями главного судьи, председателя и членов жюри, печатью школы;

2) список участников чемпионата школы по финансовой грамотности (по командам), заверенный подписью главного судьи, печатью школы;
3) анализ уровня знаний по финансовой грамотности у участников до начала чемпиона школы и после его окончания, заверенный подписью главного судьи, печатью школы;
4) фотоотчет о проведении чемпионата школы по финансовой грамотности, состоящий из 6-ти фотографий;
5) заявка на участие команды школы в муниципальном этапе Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности, заверенная подписью директора школы и печатью школы.



7. Описание календарного плана реализации этапов проекта «Чемпионат школы по финансовой грамотности».

Этап
Задача
Перечень действий по  выполнению задачи
Календарные сроки выполнения задачи
1 этап (подготовительный этап
1.      Определить количество команд
2.      Проинформировать участников о чемпионате
3.      Принять заявки от команд
4.      Провести жеребьевку
1. Определение количества команд, которые будут участвовать в Чемпионате
2. Разработка Положения о Чемпионате
3. Информирование потенциальных участников о проведении Чемпионата
4. Прием заявок от команд на участие в Чемпионате
5. Проведение жеребьевки среди команд участниц Чемпионата
6. Выбор (в зависимости от количества команд) коммуникативных заданий и финансовых задач, которые будут разыгрываться на Чемпионате
7. Выбор (в зависимости от количества команд) Календаря коммуникативных и финансовых боев, Таблицы результатов коммуникативных и финансовых боев, которые будет использованы на Чемпионате
16.11.2019г.
2 этап (организационный этап).
1.      Ознакомить с положением чемпионата
2.      Сформировать состав жюри
3.      Назначить главного судью
4.      Разработать сценарий
1. Ознакомление игроков с Положением, Правилами и Регламентом проведения Чемпионата
2. Выполнение игроками коммуникативных заданий и решение финансовых задач; подготовка игроков к публичной дискуссии во время боев
3. Формирование состава жюри Чемпионата; ознакомление членов жюри с Положением, Правилами и Регламентом проведения Чемпионата; ознакомление членов жюри с коммуникативными заданиями и финансовыми задачами (с правильными решениями)
4. Назначение главного судьи Чемпионата
5. Подбор помощника главного судьи, его обучение
6. Разработка сценария проведения Чемпионата
7. Назначение ведущего финансовых и коммуникативных боев, его обучение
20.11.2019г.
3 этап (этап проведения чемпионата школы).
1.      Провести чемпионат и определить место команды
2.      Определить победителя чемпионата

.Проведение коммуникативного турнира Чемпионата и определение мест, занятых каждой командой в турнире

2. Проведение финансового турнира Чемпионата и определение мест, занятых каждой командой в турнире

3. Определение победителя и призеров Чемпионата, награждение победителя и призеров


30.11.2019г.
4 этап (этап подготовки отчета о проведении чемпионата школы).
1.      Подготовить список участников
2.      Подготовить итоговый протокол
3.      Подготовить анализ уровня знаний
4.      Подготовить фотоотчет
. Подготовка титульного листа и оглавления
2. Подготовка Списка участников Чемпионата (по командам). Список заверяется подписью главного судьи, печатью школы
3. Подготовка Итогового протокола о результатах Чемпионата. Протокол заверяется подписями главного судьи, председателя и членов жюри, печатью школы
4. Подготовка Анализа уровня знаний по финансовой грамотности у игроков до начала Чемпиона и после его окончания. Анализ заверяется подписью главного судьи, печатью школы
5. Подготовка Фотоотчета о проведении Чемпионата школы по финансовой грамотности. Фотоотчет состоит из 6-ти фотографий директора школы и печатью школы
1.12.2019г.

8. Описание конкретных ожидаемых результатов:

а) количество участников чемпионата 2 команды по 6 человек и 3 запасных в каждой команде.

б) качественный прирост уровня знаний по финансовой грамотности у участников чемпионата – 70%



Коммуникативные задания

№ 1

У школьника должны быть свои карманные деньги.
А) Да, у школьника должны быть свои карманные деньги, потому что?
Б) Нет, у школьника не должно быть своих карманных денег, потому что?

№ 2

 Если расходы превышают доходы, то нужно сокращать расходы.

А) Да, если расходы превышают доходы, то нужно сокращать расходы, потому что?
Б) Нет, если расходы превышают доходы, то нужно не сокращать расходы, а увеличивать доходы, потому что?

№ 3

Сбережения семьи. Услуги банковских организаций

13. Наличные деньги лучше, чем пластиковая (дебетовая) карта.

А) Да, наличные деньги лучше, чем пластиковая (дебетовая) карта, потому что?
Б) Нет, пластиковая (дебетовая) карта лучше, чем наличные деньги, потому что?
№ 4

 Если клиент знает, какие услуги финансовые организации предлагают и на каких условиях, то им не удастся обмануть клиента. 

А) Да, если клиент знает, какие услуги финансовые организации предлагают и на каких условиях, то им не удастся обмануть клиента потому что?

Б) Нет, знание клиентом услуг и условий их предоставления не помещает финансовой организации обмануть клиента, потому что?


Финансовые задачи

Задача № 1 (6 баллов)

У Петра Ивановича двое детей: годовалый сын Илья и пятилетняя дочь Лиза. Ежемесячная заработная плата Петра Ивановича в 2018 г. – 24 000 рублей.
В каком размере Пётр Иванович сможет вернуть уплаченный налог на доходы физических лиц в рамках стандартного налогового вычета и в каком месяце Пётр Иванович утратит право на стандартный вычет на детей?
Как бы стали действовать на месте Петра Ивановича?
Свой ответ обоснуйте.

Задача № 2 (5 баллов)
Ежемесячные расходы в семье Маши составляют 80000 руб./мес. Заработная плата папы составляет 50000 руб./мес., мама зарабатывает 30000 руб./мес. Маша давно мечтает о профессиональных занятиях танцами, стоимость которых составляет 5000 руб./мес. Родители говорят, что пока не могут позволить такие дополнительные расходы.
Однажды мама сказала, что со следующего года ей повысят зарплату на 10 %, а папа решил найти подработку с доходом 8000 руб./мес.
Смогут ли в бюджете семьи Маши дополнительно выделять денежные средства на танцы, если инфляция прогнозируется в следующем году 7 %?


А) да, смогут, так как рост доходов семьи превысит рост расходов (с учётом инфляции) более чем на 5 000 руб./мес.;
Б) нет, не смогут, так как рост расходов (с учётом инфляции) превысит рост доходов семьи;
В) нет, не смогут, так как превышение доходов семьи над расходами (с учётом инфляции) составит меньше 5000 руб./мес.

Задача № 3 (7 баллов)
В начале года неизменный набор потребительской корзины стоил 10000 рублей, через год стал стоить 12000 рублей. Также известно, что в потребительскую корзину входили молочные, мясные и хлебобулочные продукты. Соотношение расходов на продукты потребительской корзины – 3:2:5 соответственно. На молочные продукты начали тратить на 20% больше, на мясные на 40% больше, на хлебобулочные на 12 больше%. Заработная плата не изменилась.
Сколько процентов составила инфляция за этот год?
Как отразится такая инфляция на реальных доходах граждан?

Задача № 4 (7 баллов)

Представьте, что доходы вашей семьи в начале года составляли 60 000 рублей, а к концу года – 66000 рублей.
За этот же период инфляция, по официальным данным, составила 5%.
Что произошло с вашими реальными доходами: увеличились они или уменьшились?
Насколько увеличились они или уменьшились?


Комментарии