История


"Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему мы должны стремиться"
В.О. Ключевский

Примерный перечень «трудных вопросов истории России».
Выдержка из Историко-культурного стандарта

«…Перечень «трудных вопросов истории России» составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Тем самым будет сформировано единое научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как навигатора.
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
3. Исторический выбор Александра Невского.
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия).
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917г., прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
10. Причины свёртывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
11. Характер национальной политики большевиков и её оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР.
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны.
14. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
15. Оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны».
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущёва.
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения в истории страны.
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.»


Как запоминать даты?

Главная сложность в запоминании исторических дат — неизбежно возникающая путаница: школьники видят большое количество цифр и плохо соотносят их с конкретными событиями. Чтобы донести такой объём информации, необходимы системный подход и специальные методики. Мы подготовили несколько приёмов, которые можно использовать на уроках как вместе, так и по отдельности.

Предложите заучивать даты группами — по историческим периодам, событиям, правителям. Заучивание дат группами помогает разложить их по полочкам и соотнести с историческими фактами.

Попробуйте составлять цепочки взаимосвязанных дат. В единую цепочку, например, можно связать даты, относящиеся к периоду татаро-монгольского ига:

1223 год — битва на реке Калке,
1237 год — нашествие Батыя,
1240 год — падение Киева и установление ига,
1380 — Куликовская битва,
1480 — Стояние на Угре.
Очень полезно при составлении цепочек обращать внимание школьников на то, сколько времени прошло от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100.
Предложите ученикам проводить параллели между историческими событиями в разных странах или в разные исторические периоды. Например, в 1861 году в России отменили крепостное право, а в США началась Гражданская война. Такой способ систематизирует информацию: запомнив хотя бы одно событие из цепочки, ученик скорее всего сможет восстановить их памяти и остальные.
Один из самых эффективных методов быстрого запоминания — визуализация материала. При воспоминании о визуальных элементах в памяти сразу же всплывёт нужная дата. На своих уроках вы можете использовать:
 карточки, на одной стороне которых написана дата, а на другой — событие;
 таблицы, составленные по эпохам, периодам, правителям и так далее;
 интеллект-карты; с их помощью также можно группировать даты по периодам или по правителям, сопровождая их запоминающимися картинками, символами, рисунками.
Используйте произведения искусства: книги, фильмы, спектакли, картины известных художников. Чем больше эмоций вызывает событие, чем больше образов возникает в голове при его упоминании, тем быстрее и прочнее ученики запомнят его дату. Так процесс запоминания станет не только эффективнее, но и интересней.
Используйте приёмы мнемотехники на уроках, например, интервальное повторение. Суть приёма в том, чтобы экспериментальным путём подобрать индивидуальное время, через которое нужно повторить с учениками информацию, чтобы она лучше запомнилась. Подойдёт также ассоциативный метод. Дайте ученикам задание придумать свою ассоциацию или вспомнить какое-то событие из жизни, с которым совпадает дата. Ещё один вариант — связать дату с каким-нибудь предметом или явлением. Например, годы Второй мировой войны — с пожаром, дату Ледового побоища — с катком и так далее.

Комментарии