История
"Без знания истории мы должны
признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для
чего мы живем, как и к чему мы должны стремиться"
В.О. Ключевский
Примерный перечень «трудных вопросов истории России».
Выдержка из Историко-культурного стандарта
«…Перечень
«трудных вопросов истории России» составлен на основе предложений учителей
истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной
информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе)
исторических вопросах. Представляется целесообразным подготовить серию
тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также
дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные
точки зрения на эти события. Тем самым будет сформировано единое
научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как
навигатора.
1.
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
2.
Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как
общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
3.
Исторический выбор Александра
Невского.
4.
Роль Ивана
IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
5.
Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых
переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
6.
Присоединение Украины к России (причины и последствия).
7.
Фундаментальные особенности социального и политического строя России
(крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
8.
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
9.
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917г.,
прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
10.
Причины свёртывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации
и преобразований в сфере культуры.
11.
Характер национальной политики большевиков и её оценка; советская федерация как
форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных
республик из состава СССР.
12.
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и
единовластия И.В.
Сталина; причины репрессий.
13.
Оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны.
14.
Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
15.
Оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны».
16.
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущёва.
17.
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения в истории
страны.
18.
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
19.
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг.
(«шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н.
Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
20.
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы
России в 2000-е гг.»
Как запоминать даты?
Главная сложность в
запоминании исторических дат — неизбежно возникающая путаница: школьники видят
большое количество цифр и плохо соотносят их с конкретными событиями. Чтобы
донести такой объём информации, необходимы системный подход и специальные методики.
Мы подготовили несколько приёмов, которые можно использовать на уроках как
вместе, так и по отдельности.
Предложите заучивать даты
группами — по историческим периодам, событиям, правителям. Заучивание дат
группами помогает разложить их по полочкам и соотнести с историческими фактами.
Попробуйте составлять
цепочки взаимосвязанных дат. В единую цепочку, например, можно связать даты,
относящиеся к периоду татаро-монгольского ига:
1223 год — битва на реке
Калке,
1237 год — нашествие
Батыя,
1240 год — падение Киева
и установление ига,
1380 — Куликовская битва,
1480 — Стояние на Угре.
Очень полезно при
составлении цепочек обращать внимание школьников на то, сколько времени прошло
от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100.
Предложите ученикам
проводить параллели между историческими событиями в разных странах или в разные
исторические периоды. Например, в 1861 году в России отменили крепостное право,
а в США началась Гражданская война. Такой способ систематизирует информацию:
запомнив хотя бы одно событие из цепочки, ученик скорее всего сможет
восстановить их памяти и остальные.
Один из самых эффективных
методов быстрого запоминания — визуализация материала. При воспоминании о
визуальных элементах в памяти сразу же всплывёт нужная дата. На своих уроках вы
можете использовать:
➖ карточки, на одной стороне которых
написана дата, а на другой — событие;
➖ таблицы, составленные по эпохам,
периодам, правителям и так далее;
➖ интеллект-карты; с их помощью также
можно группировать даты по периодам или по правителям, сопровождая их
запоминающимися картинками, символами, рисунками.
Используйте произведения
искусства: книги, фильмы, спектакли, картины известных художников. Чем больше
эмоций вызывает событие, чем больше образов возникает в голове при его
упоминании, тем быстрее и прочнее ученики запомнят его дату. Так процесс
запоминания станет не только эффективнее, но и интересней.
Используйте приёмы
мнемотехники на уроках, например, интервальное повторение. Суть приёма в том,
чтобы экспериментальным путём подобрать индивидуальное время, через которое
нужно повторить с учениками информацию, чтобы она лучше запомнилась. Подойдёт
также ассоциативный метод. Дайте ученикам задание придумать свою ассоциацию или
вспомнить какое-то событие из жизни, с которым совпадает дата. Ещё один вариант
— связать дату с каким-нибудь предметом или явлением. Например, годы Второй
мировой войны — с пожаром, дату Ледового побоища — с катком и так далее.
Комментарии
Отправить комментарий